Как следует понимать оптимизацию сроков обучения? Сокращение сроков? Это влечет за собой риски снижения качества СПО.

Оптимизация срока освоения ОПОП СПО – комплекс действий администрации и педагогического коллектива образовательной организации, реализующей программу СПО, по достижению результатов освоения программы за срок, установленный ФГОС СПО. Комплекс действий подразумевает проектирование образовательного процесса по конкретной программе СПО - проектирование ожидаемых результатов обучения, его содержания, условий и средств его реализации на основе требований ФГОС СПО, учета региональных особенностей и особенностей отдельных категорий обучающихся. Комплекс действий может включать анализ имеющихся в образовательной организации ресурсов (кадровых, материально-технических, учебно-методических); разработку и реализацию мер оптимизации, включая повышение квалификации педагогических кадров и привлечение к образовательному процессу действующих специалистов организаций-партнеров, в том числе бизнес-организаций, работодателей; заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы, нормативно-методическое обеспечение учета предшествующих результатов обучения, разработку индивидуальных учебных планов обучающихся, разработку онлайн курсов, интегрированных курсов обучения, обеспечение различных форм обучения на рабочем месте, разработку дополнительных образовательных программ и способов их синхронизации с ОПОП и т.д.


Какими нормативными документами определяется использование ИУП? Как можно его использовать для ускоренного обучения?

В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к основным правам обучающихся и мерам их социальной поддержки и стимулирования относится обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями от 15.12.2014) определено, что при получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Использование индивидуального учебного плана в рамках ускоренного обучения определено Методическими рекомендациями об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (направлены письмом Минобрнауки России от 20 июля 2015 г. N 06-846). Дополнительные разъяснения были направлены Письмом Минобрнауки России от 15 декабря 2017 года N 06-ПГ-МОН-52749 «О предоставлении права на обучение по программам СПО по индивидуальному учебному плану».
Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами.
Таким образом, образовательная организация самостоятельно определяет возможность установления обучающемуся индивидуального учебного плана и прохождения ускоренного обучения, а также осуществляет зачет результатов освоения пройденных обучающимся учебных предметов в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. В случае если в результате перезачета учебных предметов студентом освоена программа первого курса, по решению образовательной организации он может быть переведен на второй курс.


Как может использоваться ИУП для интенсификации образовательного процесса? Что это значит?

ИУП может, например, способствовать решению задачи по освоению наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в данной образовательной организации, а также в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Законом допускается освоение одновременно двух ОПОП СПО. Например, при освоении в очной форме ОПОП СПО по специальности студент может одновременно осваивать ОПОП СПО по профессии в очно-заочной форме. При этом составляется ИУП, позволяющий осуществить такое совмещение с достижением запланированных результатов по обеим программам.
При необходимости (как правило, это требования работодателей на последних курсах обучения студентов) возможно организовать с использованием ИУП освоение основной программы профессионального обучения или дополнительной профессиональной программы, дополняющей ОПОП СПО.


Как организовать проектную деятельность студентов? На каком этапе обучения может использоваться метод проектов?

Проектная деятельность учащихся (проектный метод) – это педагогическая технология, для которой характерны два уровня целей: практическая цель (изготовление полезного продукта) и педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта). Использоваться проект может на любом этапе обучения, это может отдельно организованный проект или курсовая, дипломная работа в формате проекта. Чтобы достичь практической цели, учащиеся должны получить определенные знания, умения и компетенции, которыми они овладевают в процессе реализации проекта. При этом существенно меняется роль преподавателя. Зависимость учащихся от педагога должна быть хотя бы частично сокращена или дополнена самоорганизацией. Педагог должен организовать учебную ситуацию. При этом он продолжает нести ответственность за процесс образования (обучения), но часть ответственности ситуационно переносится на учащихся. О методе проектов подробнее см.: Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ. — Любое изд. — 80 с.


Последнее время много слышу о смешанном обучении как о педагогической технологии, которая используется дистанционно. Что такое смешенное обучение и чем оно отличается от перевернутого?

«Смешанное обучение» (blended learning) – педагогическая технология, предполагающая сочетание сетевого (онлайн) обучения с очным или автономным обучением. Технология «смешанного обучения» основана на комплексе базовых принципов (персонализация, полное усвоение, среда высоких достижений, личная ответственность). Использование «смешанного обучения» позволяет преодолеть наиболее серьёзные педагогические недостатки дистанционного обучения: отсутствие живого контакта педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом, в процессе выполнения командных форм работы; падение мотивации у обучающихся, не обладающих высокой учебной самостоятельностью; трудности в обеспечении полноценного формирования многих практических, в том числе профессиональных умений и навыков.
Стандартная методическая рекомендация по организации смешанного обучения предполагает, что обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, около 40% – на очные, а оставшиеся 20% выделять на самообразование.
«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) – вариант «смешанного обучения», основанный на формуле: «самостоятельное освоение нового материала (в т.ч. в онлайн-форме) + закрепление в ходе практикоориентированной аудиторной работы». В настоящее время разработан целый ряд разновидностей «перевёрнутого обучения» (стандартное, дискуссионно-ориентированное, демонстрационно-ориентированное, «фальшивое», групповое, виртуальное, «перевёрнутый учитель» и т.д.), использование которых позволяет выстроить результативный процесс освоения различных типов образовательных программ и с различным контингентом обучающихся.


Как может быть уменьшен срок обучения по заочной форме?

Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. N 06-846
 «О Методических рекомендациях по организации учебного процесса и выполнению выпускной квалификационной работы в сфере СПО» определило общий порядок и правила организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Заочная форма - форма обучения сочетает в себе черты самостоятельной подготовки и очного обучения и характеризуется этапностью.
На первом этапе обучающийся осваивает базовые знания, умения, компетенции путем изучения учебно-методической литературы и иных информационных ресурсов (установочная сессия), на втором - преподаватель проводит проверку освоенного обучающимся материала. Эти этапы, как правило, определяются в соответствии с графиком учебного процесса образовательной программы.
Сроки получения среднего профессионального образования в зависимости от формы обучения (по очной, очно-заочной и заочной формам) установлены ФГОС по конкретным профессиям, специальностям среднего профессионального образования.
Для лиц, имеющих профессиональное образование, профессиональную подготовку или стаж практической работы по профилю специальности, профессии, а также по родственной специальности, профессии, продолжительность обучения может быть изменена (уменьшена) при обязательном выполнении требований ФГОС. В этом случае образовательная организация разрабатывает индивидуальные учебные планы как для отдельных обучающихся, так и для всей учебной группы в целом.

Информация ожидается. Следите за изменениями на сайте.
Загрузить файл в формате pdf: Сборник «Пакет методических рекомендаций для образовательных организаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся»

Основные разделы сборника:

Рекомендации по оптимизации срока освоения основной профессиональной образовательной программы СПО в части достижения требований, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах среднего общего образования с учетом получаемой профессии или специальности


Рекомендации по повышению эффективности реализации основных профессиональных образовательных программ СПО и разработке эффективного учебного плана образовательной организации

Рекомендации по формированию индивидуальных траекторий освоения обучающимися образовательной программы СПО

Методические рекомендаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования

Рекомендации по внедрению новых технологий освоения образовательных программ, включающих применение цифровых электронных ресурсов, метода проектов, кейсов и т.п. в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций

Методические рекомендаций с описанием типовых регламентов интенсификации образовательного процесса для обеспечения оптимизации сроков подготовки обучающихся и построения индивидуализированных треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования
Информация ожидается. Следите за изменениями на сайте.

В рамках проекта был проведен анализ успешных практик применения образовательных технологий при организации образовательного процесса и реализации основных профессиональных образовательных программ.

Экспертный анализ прошли 32 успешные практики из 22 регионов Российской Федерации.

В результате анализа были отобраны лучшие практики по 6 тематически группам: